понедельник, 1 апреля 2013 г.

Управление бухгалтерией: Как избежать авралов?

Что такое жизнь современного украинского главбуха? Десятки задач, гигабайты информации, сотни документов, которые приходится ежедневно обрабатывать, принимать по ним решения, согласовывать фактические договоры и документы с правилами бухгалтерского и налогового учета, определять основания и корреспонденцию счетов для отражения нестандартных операций. А еще надо организовывать работу бухгалтерской службы, повышать профессиональный уровень подчиненных, решать проблемы с другими отделами и руководством.

 Иногда понимаешь, что ты был очень занят, работал на износ и заставлял так же работать своих коллег, страшно устал, а желаемый результат — четко поставленная работа бухгалтерии — все так же далек. Как не утонуть в этом море дел? Секрет в правильном планировании личного времени и организации работы бухгалтерской службы.

«Бюджетирование» времени бухгалтера

Возможно ли применение классических технологий тайм-менеджмента в работе бухгалтерии? Рассмотрим в данной статье и ее продолжении (в следующем номере еженедельника) методики ведущего эксперта по управлению временем профессора Глеба Архангельского применительно к работе бухгалтерии.

Представим, что есть банк, который каждое утро выдает вам чек на большую сумму, скажем, на миллион, и вы можете всю ее потратить за этот день. Если вам не удастся потратить всю сумму, чек аннулируется и она «сгорает». Вернуть ее нельзя. Таковы правила. На следующий день вы снова получаете чек.

И опять не потраченная вами сумма пропадает. Но вот однажды чеки перестают выдаваться. И тогда вам остается только то, что вы успели использовать. Это остается с вами навсегда. Вам кажется, такое невозможно? А ведь на самом деле мы каждый день имеем дело с таким чеком. Этот чек — наше время. Каждая его минута драгоценна. Каждый день мы получаем лимит — 24 бесценных часа. И если мы тратим время не зря, то можем с уверенностью сказать: «Мои года — мое богатство». Если же вы каждый день расходуете половину драгоценного времени на мелкие дела и ненужные разговоры — вы теряете драгоценный ресурс, который дороже любых денег, поскольку он невосполним!

Раз мы можем считать наше время ресурсом, который дороже денег, то этот ресурс, безусловно, можно бюджетировать! И выдавать каждому столько, насколько его вопрос важен для конечной цели. А конечная цель — выполнение основных задач, стоящих перед бухгалтерией, в срок и без ошибок. А все, что для целей бухгалтерии не важно, ни вы, ни ваши подчиненные делать вообще не должны!

Простой способ повысить эффективность бухгалтерии вдвое

Задача главбуха — выстроить работу таким образом, чтобы запросы других отделов и личные вопросы сотрудников поступали в строго оговоренное время и в единообразной форме. Например, основной документ, к которому прилагаются справки, копии, чеки. Правила представления документов можно вывесить на стенде перед бухгалтерией (как образцы заполнения и списки необходимых документов в паспортном столе) или разместить на корпоративном сайте.

Установление часов приема сотрудников, графика сверок и обмена документами с другими отделами и организациями, времени визита к руководству со счетами, платежками и отчетностью позволит бухгалтерам большую часть времени работать, сосредоточившись на основных задачах. Это также поможет дисциплинировать персонал других отделов: они будут стараться подготовить свои вопросы заранее и не будут «дергать» бухгалтерию каждые 15 минут.

Как установить приемные часы? Определите время, когда сотрудники компании чаще всего приходят в бухгалтерию с вопросами, — и сделайте эти часы приемными. Например, с 12-00 до 13-00. Поместите соответствующую табличку или объявление на двери бухгалтерии, разместите эту информацию на корпоративном сайте и доведите до сведения начальников других отделов письмом, а еще лучше — приказом по организации.

Почему так важно не допускать отвлечения внимания хоть на несколько минут? Ведь, казалось бы, что страшного в том, что нужно одному сотруднику выдать справку о заработке — всего пять минут! Потом другого нужно всего за пять минут проконсультировать по поводу его будущей пенсии. Но дело в том, что, когда человек отвлекается на 10 минут, он теряет намного больше времени, чем эти 10 минут. Трудовой процесс делится на три этапа:
  1. Вхождение в процесс.
  2. Пик эффективности деятельности.
  3. Снижение эффективности деятельности.
На первом этапе мы только сосредотачиваемся, вникаем и, так сказать, «раскачиваемся». Фактически, этот этап проходит безрезультатно. Далее следует самый активный этап, и именно тогда мы работаем с максимальной отдачей. Третий же этап характеризуется снижением эффективности. Это сворачивание этапа работы, сохранение итогов работы или их распечатка, подшивание подготовленных документов, окончательная сверка и внесение исправлений.

Получается, что, если вы отвлеклись на минутный разговор о погоде или на трехминутную консультацию нерадивого «подотчетника», вы «вылетели» из активного рабочего процесса, и теперь вам предстоит снова «врабатываться» — с начальной стадии. При этом продолжительность первого этапа составляет в среднем 10 минут. А теперь вспомните, сколько раз за день вы обычно отвлекаетесь, умножьте это на время вхождения — и увидите, сколько драгоценных часов пропадает зря! Именно поэтому в конце дня у вас возникает ощущение: целый день крутился как белка в колесе, а конкретных дел вспомнить не могу.

Как вылечить синдром «матери-героини» у главбуха

Главного бухгалтера с синдромом «матери-героини» отличить очень легко. У него никогда не хватает времени, притом что у него не так уж много подчиненных. Он вынужден задерживаться на работе допоздна, а некоторые вопросы решать дома, названивая по телефону в такое время, когда любая уважающая себя карета уже превращается в тыкву. После нескольких месяцев подобной работы главбух выглядит неважно и начинает все чаще отпрашиваться в поликлинику. Что же это за синдром?

Мать-героиня — женщина, имеющая десять детей. По нынешним временам и пять — уже подвиг. Какова обычно ее судьба? Совместить пятерых детей с работой очень трудно. Более того, дети отнимают все свободное время. Смотришь, уже и следить за собой некогда, и питаешься кое-как, а вес вверх ползет. В общем, ни жизни, ни перспектив, одни заботы. Но это хотя бы ради детей.

А сейчас прислушайтесь повнимательней: каждый главбух может стать «матерью-героиней». Для этого надо взять себе в подчинение пять беспомощных сотрудников и окружить их заботой, делая за них все на работе и даже за ее пределами. Обладая соответствующим характером, можно полностью лишить инициативы даже тех людей, которые изначально ее проявляли. Есть научный принцип 20/80, около 100 лет назад сформулированный итальянским экономистом Вильфредо Парето: 80 % эффектов в системе вызываются 20 % причин. Например, 20 % сделанной работы дают 80 % пользы, а из 100 % затраченного времени 20 % приносят 80 % эффекта, а 80 % — всего 20 %.

Если главбух сделает за каждого из подчиненных хотя бы 20 % их работы или разрешит 20 % их проблем, то у него самого работы (проблем) станет на 100 % больше. Таким образом, главбух будет выполнять 200 % работы, ведь его собственных обязанностей с него никто не снимал.

Вот почему очень важно делегировать полномочия подчиненным, не замыкать все вопросы на себе. Если главбух перестанет делать за подчиненных их работу, он всего лишь восстановит равновесие. В этой ситуации подчиненный выполняет 100 % своей работы, а главбух — 100 % своей. Само по себе — это неплохо, но ведь нет предела совершенству, правда? Если подчиненный хочет чего-то большего, ставит перед собой цель подняться по служебной лестнице (а именно таких помощников и стоит себе искать), он вполне может выполнить часть работы главбуха и, весьма вероятно, сделает это с удовольствием, причем даже без дополнительного денежного вознаграждения. Что же произойдет тогда?

Постулат делегирования: каждое дело должно иметь ответственного исполнителя по возможности на самом нижнем уровне. При этом делегирование — это не утрата контроля, а лишь передача его другим, основанная на доверии. Кроме того, делегирование — это элемент мотивации сотрудников. Получив ответственный участок работы, сотрудник преисполняется сознанием своей значимости, а процедура объявления о его новых полномочиях всему коллективу бухгалтерии, даже если он невелик, позволяет ему получить свою долю социального признания и удовлетворить амбиции быть значимым в своем коллективе.

Однако очень часто от делегирования нас удерживает страх, что сотрудник не справится с новым участком работы, что его квалификация недостаточна. В этом случае можно либо потратить много времени на обучение сотрудника всем азам этого участка учета, либо приобрести тематическое пособие по этому вопросу, где будут все нормативные документы, консультации и примеры для самообучения и практического применения. В последнем случае главный бухгалтер экономит много времени. Потому что обучать сотрудника будет пособие, главбуху останется только ответить на пару вопросов после его изучения. Лучшие тематические пособия — это «Библиотека Главбуха» с CD-диском, каждый выпуск которой составлен бухгалтерами-практиками и максимально полноценно раскрывает особенности каждого участка учета. «Библиотека Главбуха» сопровождает бухгалтера и дает пошаговые инструкции, выдержки из законодательства, примеры составления и заполнения нужных документов.

Учить подчиненных и обеспечивать повышение их квалификации — это одна из основных задач руководителя. И здесь главный залог успеха — ответная заинтересованность подчиненных. А лучший способ вызвать интерес к повышению квалификации — показать перспективы карьерного и финансового роста, ожидающие сотрудника, поднявшегося на новый уровень. Следующий шаг делегирования — признание достижений. Поручая сотруднику новый участок работы, повышающий его полномочия и ответственность, необходимо поставить в известность об этом коллектив. В случае если сотрудник хорошо справляется с новыми обязанностями, необходимо публично признать это. В конце первого месяца исполнения новых функций можно даже вручить небольшой символический подарок от компании и коллег. Это будет стимулировать весь коллектив бухгалтерии учиться и достигать большего в работе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий